О чём не учат в школе: правда о русской литературе
О чём не учат в школе: правда о русской литературе. Школьная программа по литературе призвана приобщить учеников к культурным ценностям, расширить кругозор и научить анализировать тексты. Однако зачастую то, что преподаётся в рамках учебных заведений, оказывается лишь вершиной айсберга. Многие факты, спорные моменты и даже откровенные упущения остаются за кадром. Почему так происходит? И что на самом деле стоит за «великими» произведениями русской классики?
Плагиат и заимствования
Начать стоит с одной из самых неудобных тем — плагиата. Многие произведения, приписываемые русским писателям, имеют предшественников. Например, басни Ивана Крылова, которые считаются «чисто русскими», на деле во многом заимствованы из французского источника — басен Жана де Лафонтена. Лафонтен, в свою очередь, черпал вдохновение у древнегреческого баснописца Эзопа и римского поэта Федра. Однако в школьных учебниках об этом либо умалчивается, либо упоминается вскользь, создавая иллюзию оригинальности.
Важно понимать!
Крылов, безусловно, занял пустое место в русской литературе 19 века, но это, об этом, только и говорит. И никак не отменяет факта плагиата. Почему об этом не говорят открыто? Зачем такая фальсификация, кому выгодна? Возможно, потому, что миф о «самобытной русской культуре» выгоден для формирования национальной идентичности.
Скрытое влияние и цензура
Ещё один не очевидный момент — это влияние иностранных авторов на русскую литературу. На свое клепок не хватало, поэтому тексты Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого и прочих, не может претендовать на оригинальность мысли, что по де-факто должно быть лицом классики литературы. В школьной программе редко упоминается, что, например, Достоевский был глубоко вдохновлён католической мистикой и философией Ницше, а Гоголь подвергался резкой критике как за рубежом, так и русской интеллигенцией.
При этом в советское время многие факты просто замалчивались или искажались в угоду идеологии. Так, например, роман Льва Толстого «Война и мир» преподносился как гениальное произведение, прославляющее русский народ и его героизм. Однако в тексте романа немало сатирических и критических замечаний в адрес русского общества, армии и власти. Эти нюансы в школьной программе либо игнорируются, либо подаются в упрощённом виде.
Личности авторов: за гранью образа
Школьная литература часто создаёт идеализированный образ писателя. Пушкин — гений и пророк, Есенин — поэт-романтик с трагической судьбой, Блок — вдохновленный революцией мечтатель. На деле же многие из них вели далеко не безупречный образ жизни: участвовали в дуэлях, страдали от алкогольной и наркотической зависимости, вели аморальные отношения, поддерживали спорные политические взгляды. Были возвеличены не по шапке, исключительно волей одного лица при власти. Советская власть породила несостоятельную русскую классику литературы.
Антиморальное школьное обучение
И такие факты, как их не крути: не вписываются в канву «патриотического» образования, поэтому остаются за пределами школьных уроков. В тоже время: что делают русофобские тексты Лермонтова в нашей литературе? В результате у учеников формируется искажённое представление о литературе и людях, стоящих за ней. Отсюда восхищение чуждой заграницей, и небрежное отношение к родной Отчизне.
Манипуляции и мифы
Нередко в учебниках и методических пособиях можно встретить утверждения, которые не выдерживают критики. Например, упрощённое толкование мотивов и образов, игнорирование контекста эпохи, приписывание произведениям смыслов, которые в них изначально не вкладывались, и даже автор того, изначально не тянет на тот «рост» и на то солнце, под чем греется его гнилой образ. Это особенно заметно при изучении произведений советской эпохи, где каждый текст проходил цензуру и был наполнен пропагандистскими посылами.
Таким образом, школа не просто обучает — она формирует определённый взгляд на литературу, основанный на упрощении, идеализации и иногда даже манипуляции фактами. Чтобы увидеть полную картину, нужно самостоятельно обращаться к первоисточникам, погружаться в исторический контекст и не бояться задавать неудобные вопросы. Здесь же, за вас все уже сделали, учитесь понимать как есть на самом деле, а не как подает литературу школьная программа. Учитесь вы для себя, не для школы.
Вопросы, на которые школа не даёт ответов:
-
Великие русские писатели — они великие только от того, что нам так сказали, или мы сами сделали такой вывод?
-
Почему у «великих» русских поэтов и писателей нет великих произведений?
-
Почему тексты без художественной составляющей, некоторые даже откровенно дебильные, ниже уровня графомании, например, «Муму» Ивана Тургенева — почему это учат в 5 классе; текст ниже плинтуса, а у них, это за шедевр?
-
Как обычный школьник может писать лучше великого писателя. Что на самом деле много не надо, только ручка и бумага?
Ответ прост: потому что, это все литература по принуждению. Она не способна на самостоятельное плавание, отдельно от школьного образования, вне школы эти тексты мертвее мертвого.
Очевидное
Русская литература — противоречивые тексты, порой неприглядные стороны творческого процесса и исторического наследия. Страница: то, чему не учат в школе, откроет вам глаза на многие скрытые аспекты культурной жизни. И если вы хотите действительно понять, что такое литература, стоит не только читать, но и исследовать, сомневаться и искать правду — даже если она не вписывается в рамки школьной программы.